Chief_№19_2008_стр.44
Идеи на продажу
журнал “The Chief” N 19

По мере развития рыночных отношений в россии усложняется и обеспечивающее их хозяйственное право. Сегодня наш разговор пойдет об одном из самых сложных объектов права – интеллектуальной собственности.

 

Об ужесточении законодательства об интеллектуальной собственности
С каждым годом все четче становится понимание того, что интеллект – это тот способ, которым можно зарабатывать. И всем очевидно, что мысль материальна, но не вполне очевидно, что она ценна как собственность.

 

Мы привыкли понимать под собственностью здания, сооружения, автомобили, производство, деньги, т.е. совокупность материальных вещей, но не привыкли считать собственностью мысли. Но все чаще и чаще идеи позволяют зарабатывать, и зарабатывать больше, чем конкуренты. И понимая, что идея может принести очень хорошие дивиденды, а от ее формулировки до реализации зачастую проходит долгий путь, ее могут украсть в начале, в конце, ее даже могут присвоить уже тогда, когда идет распределение результатов. Поэтому участники хозяйственного оборота стали понимать, что подобные интеллектуальные результаты требуют защиты. И государство откликается на потребности рынка, соответствующим образом предлагая способы защиты. Тем самым у людей появляются инструменты для защиты своей интеллектуальной собственности. Я убежден в том, что право следует за экономикой. То есть, возникает потребность и уже после этого возникает предложение. Не будет экономической потребности, не будет и нормы, а если же норма родится, но она не будет обслуживать реальное отношение, то это – мертвая норма. Таких норм, к сожалению, много. А бывает наоборот: существует проблема, а норм нет. И тогда мы живем по обычаям делового оборота.
Поэтому дело не в том, что законодательство ужесточается, оно развивается, оно растет, его становится больше, а если становится больше, то соответственно можно извлечь больше пользы, а при необходимости и что-то исправить. Если есть огромное количество разнообразных отношений в сфере интеллектуальной собственности, то очевидно, что они подлежат регулированию. Но если есть норма, которая регулирует подобного рода отношения, и эти отношения со временем претерпевают изменения, а нормы остаются неизменными, закостеневшими, неработающими, значит, они требуют корректировки.
Поэтому законодательство – это живой механизм, актуально откликающийся на потребности сегодняшнего дня.

 

Оценка интеллектуальной собственности
Изначально, когда в России только начался рыночный процесс развития предприятий, законодательства в том виде, в котором оно есть сейчас, в государстве не существовало. Фактически  были только закон «О собственности в РФ» и закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности». В отношении акционерных обществ было постановление правительства. Это и были три единственных рыночных механизма. Но уже тогда предусматривалось и, впрочем, предусматривается и сейчас, что интеллектуальная собственность могла быть предметом товарно-денежных отношений и даже вклада в уставный капитал вновь создаваемого предприятия. Правда, сейчас, в отличие от того времени, есть уточнения, что эта интеллектуальная собственность должна быть оценена. То есть в том случае, если вы хотите ее продать или внести в качестве вклада в уставный капитал или вклада в простое товарищество, это сделать можно, но для этого нужна оценка. Существует такое понятие как оценщик. Оно той же категории, что и аудитор, нотариус, адвокат. Существует закон об оценочной деятельности, существует саморегулирующаяся организация оценщиков. Это специалисты в области определения рыночной стоимости того или иного явления.
Оценке, в частности, подлежит то, что запатентовано или то, что является способным к патентной защите. Существует патентный закон, в котором указывается, что подлежит патентной защите промышленной собственности – это изобретения, полезные модели и промышленные образцы.
Поэтому если у вас есть интеллектуальная собственность и вы хотите ввести ее в оборот путем вклада в какое-то общество, ее надо оценить. И после оценки ее можно использовать в качестве вклада.

 

Бренд как интеллектуальная собственность
Есть два понятия бренда – экономическое и юридическое. Экономическое: бренд – это то, что думают о том или ином товаре или услуге, или явлении люди. Это то, что в их головах. А с точки зрения правовой – такого понятия в его чистом виде не существует. Есть понятие «товарный знак» или «знак обслуживания», они тоже подлежат регистрации. Если есть, предположим, пиво «Очаково», то оно должно быть зарегистрировано. Только тогда это будет товарным знаком. Если есть знак обслуживания, то это когда не товар продают, а оказывается услуга. Или производится обслуживание, например, сеть ресторанов «Едок». Он также подлежит правовой защите. На такой знак обслуживания выдается свидетельство.
И бренд, и товарный знак тоже имеют свою стоимость. Оценщик оценивает их по финансовым результатам, по присутствию на рынке и многими другими методами.
Бренд нужно отличать от франчайзинга. Франчайзинг – это когда не просто используется знак, но и используются технологии. Это одно из условий договора франчайзинга. Если вы берете франшизу, то вы должны не только повесить себе вывеску, но и отвечать их философии бизнеса. Должна быть инструкция, что делать на все случаи жизни. Это так называемый бренд-бук.
Есть и другие моменты, которые нужно отличать от института интеллектуальной собственности.

 

О практике применения законодательства об интеллектуальной собственности
Мы сейчас принимаем участие в рассмотрении в Федеральной Антимонопольной Службе дела об использовании товарного знака. Под этим товарным знаком продается некий комплект специального оборудования. И этот комплект просто визуально копируется совершенно другим предприятием, которое не имеет никакого отношения к этому оборудованию. Продается аналогичное оборудование худшего качества за меньшие деньги, но с той же самой вывеской. Получается так, что в магазинах розничной торговли присутствуют с виду два аналогичных товара под одной торговой маркой, только разной цены. И, естественно, покупатель склонен покупать дешевле. Мы защищаем того, у кого интеллектуальные пираты пытаются украсть пальму первенства. И сегодня все чаще удается пиратов привлекать к ответственности.
Так, мы в январе этого года выиграли дело в Арбитражном суде Ростовской области об использовании знака обслуживания. Для этого нам понадобилось достаточно много усилий, потребовалось несколькими   способами фиксировать нарушения наших прав. Мы специально обратились к организации, которая неправомерно использовала этот товарный знак через неофициальные источники. Мы сымитировали якобы обращение клиента. Нам был представлен образец договора, в котором явно указывалось название этого товарного знака, название предприятия было скопировано полностью. Мы получили от такого предприятия подтверждение, что они являются операторами соответствующего рынка, занимающегося в точности такой же деятельностью. Мы достали их учредительные документы, в которых было сказано, что они созданы после нашей организации. Наша организация обладала свидетельством регистрации товарного знака, а противоположная сторона нет. Мы нотариально удостоверили факт незаконного использования такого товарного знака в сети Интернет, и получили доказательство того, что сайт действительно имел место быть. И после того, как мы доказали то, что все те бумаги, которые мы принесли, являются не просто неким набором документов, а это совокупность выстроенной системы доказательств, суд согласился с нашей позицией и запретил использовать товарный знак нашим конкурентам. Мы требовали только этого. Хотя, конечно, мы могли потребовать и возмещения убытков.
Закон предусматривает, что даже если используется не ваш товарный знак, но похожий до такой степени, что в сознании потребителя может произойти смешение, тогда таким знаком тоже нельзя пользоваться. Существует экспертиза, которая устанавливает, одинаковы ли они до степени смешения, или нет. Если нет, значит это другой товарный знак. Если да, то его использование запрещают.

 

Способы защиты интеллектуальной собственности
Защищать свою интеллектуальную собственность можно и нужно всеми законными способами. А именно: с одной стороны, если вы патентуете что-то, это значит, что вы публично объявляете, что я, такой-то, создал то-то и об этом заявляю, требую государственной защиты моего создания. С другой стороны, вы можете, рассчитывая не только на юридическую защиту, осуществить фактическую защиту. Вы же что-то изобрели, у вас есть чертеж, спрячьте его в сейф, который поместите в банк и ключ от этого сейфа держите у себя, и никому не доверяйте. Таким образом, конкуренты до вашего изобретения не дойдут. Обязательно надо знать, кому из людей вы доверяете свои интеллектуальные секреты, соответственно этих людей специально подбирать на те или иные должности. Нужно заключать с ними соответствующие договоры, где будет предусмотрена ответственность, во-первых, обязанность хранить конфиденциальную информацию, во-вторых, там должен быть перечень того, какая информация является конфиденциальной, и что означает хранить эту информацию. Должна проводиться работа с людьми, и они должны понимать, что эта информация является собственностью, она имеет оценку и ее неосторожное или умышленно неправильное использование ведет к причинению убытков владельцу. И он будет прибегать к мерам защиты.

 

Какие санкции могут быть в соответствии с нашим законодательством?
Гражданский Кодекс РФ, Уголовный Кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях – всеми этими документами предусматривается совершенно разная ответственность. В гражданском порядке можно требовать запрещение использования, возмещения убытков, разных компенсаций, например, в законе об авторских правах говорится, что вы можете требовать от 10000 руб. до 5 млн. руб. Юридическое лицо, которое нарушило правило использования фирменного наименования, обязано по требованию патентообладателя прекратить использование тождественного фирменного наименования и возместить причиненные убытки. Если речь идет о защите товарного знака, то правообладатель вправе требовать изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок и т.д.
Уголовное преследование при нарушении авторских и смежных прав предусматривает: минимальную санкцию – это  штраф в размере до 200 тыс. руб., обязательные работы на срок от 180 до 240 часов, либо арест на срок от 3 до 6 месяцев, максимальная санкция – это лишение свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет.
Но пока, например, в нашей практике не было случаев, когда работодатель возбуждал бы дело против сотрудника, осуществившего хищение интеллектуальной собственности.
С такими работниками просто расставались. Но я думаю, что юридические санкции против них – это дело недалекого будущего.