Chief_№21_200_стр.36
Приятное ощущение порядка
журнал “The Chief” N 21

Экономическая ситуация в России стабилизировалась, и это значит, что для бизнесменов пришло время на несколько мгновений отвлечься от конкурентных битв, грандиозных замыслов и каждодневной рутины и, наконец, заняться наведением порядка в собственных делах.

 

В последние 15-17 лет в российском бизнесе происходил период начального накопления капитала. Это означало, что предприниматели начали зарабатывать и нарабатывать те активы и тот ресурс, на котором можно и дальше развивать свой сегодняшний и будущий бизнес.

 

В первое время шли активные переделы собственности, но на сегодняшний момент все более или менее устоялось. Случайные для бизнеса люди, как пена на воде, куда-то ушли. И сейчас для многих вполне очевидно, что большая часть активов в большинстве своем зарабатывалась именно в девяностые годы – начале двухтысячных. И как раз в этот период происходило изменение законодательства. Часто бывало, что каждые год-два принципиально менялись правила игры. В том числе на правовом поле.
На сегодняшний день, если говорить с правовой точки зрения, у бизнесменов есть недвижимое имущество, которое было приобретено еще до закона о регистрации прав на недвижимость, то есть до 1998 года. Есть имущество, которое было приобретено еще до 1995 года, в период первой приватизации. А на тот момент еще не существовало даже Гражданского кодекса. Не было закона об акционерных обществах, не было закона об обществах с ограниченной ответственностью. То есть тех нормативных актов, которые на сегодняшний день регулируют, пожалуй, главные объекты экономической деятельности и главные объекты накопления денег предпринимателей, а именно: личную недвижимость,  коммерческую недвижимость, доли в ООО, акции акционерных обществ. На сегодняшний день этот пакет законов полностью сформирован, включая подзаконные акты, которые регулируют практически все правоотношения в этих областях. Это с одной стороны.
С другой же стороны, человеческие поколения считаются сменившимся по истечении 15 лет. То есть признается, что каждые 15 лет у нас происходит смена поколений. Так, на сегодняшний день у тех людей, которые были активны в начале перестройки, уже выросли дети, которые стали или помощниками в бизнесе, или совладельцами, или, может быть, даже конкурентами, и, в любом случае –  претендентами на кусок отцовского или материнского пирога. В то же время за 15 лет многие из тех людей, которые вели бизнес совместно, разошлись или имеют конфликты со своими бывшими или теперешними компаньонами. Поэтому пришло время подумать о том, что же они нажили, что они имеют, как они будут использовать это в будущем, и как этот накопленный капитал, денежный или выраженный в имуществе, будет работать на них. Не секрет, что некоторые из тех, кто был успешен десять лет назад, сейчас уже находятся в предпенсионном возрасте. То есть нужно задуматься и о том, чтобы не только самим преумножать капитал, но и о том, как этот капитал будет работать на них, и при этом спать спокойно и знать, что они защищены. Что никто не придет и не отнимет у них заработанного. Никто  – ни компаньоны, ни бывшие жены, ни налоговые инспекторы, ни конкуренты, ни рейдеры. Вот для того чтобы обезопасить собственников  от вышеперечисленных напастей, наше адвокатское бюро вывело на рынок такой продукт как «Наведение порядка». Что мы имеем в виду под этим?
Фактически мы производим некое погружение в прошлое. Мы поднимаем все документы на то имущество, которое предприниматель – наш клиент хотел бы переместить в безопасный правовой режим. Например, договоры о покупке зданий, сооружений, учредительные документы разных ООО и акционерных обществ для того, чтобы посмотреть, было ли соблюдено законодательство тогда, и отвечают ли те документы, которые были тогда составлены, сегодняшним интересам нашего клиента. Если что-то было не так, мы составляем для себя и для клиента план, как и что можно исправить, какие можно внести изменения в документы, как сделать так, чтобы скорректировать прошлое, если оно является источником каких-то возможных неприятностей. В том случае, если мы видим, что проблемы существуют, то мы предлагаем своему клиенту произвести те или иные действия, внести изменения в документы, сделать какие-то переоформления, а главное, мы объясняем ему, чего ему надо опасаться, от кого, от каких конкретно лиц могут исходить потенциальные опасности, и от кого нужно или не нужно защищаться. Оцениваем, эффективно ли он уже защищен, или нужно поставить какую-то систему защиты. При этом понятие «система защиты» отнюдь не случайно. Это целый комплекс отдельных мероприятий, сбалансированных между собой, согласованные действия, выстроенные в единую систему, создаваемый для того, что бы человек был защищен всеобъемлюще.
Наведение порядка охватывает не только прошедший период. Мы говорим и о настоящем. К нам обращаются коммерсанты, обеспокоенные ведением собственных дел. Например, бизнесмен обращается к нам и, например, спрашивает: «А правильно ли у меня все построено? Правильная ли у меня схема работы? Не плачу ли я лишних налогов? Можно ли защитить предприятие от рейдерских захватов? Можно ли сделать так, чтобы компания меньше зависела от ключевых сотрудников, таких как главный бухгалтер, коммерческий директор, заместитель по финансам? Можно ли сделать так, чтобы меня «не обвели вокруг пальца», чтобы мои компаньоны меня не продали и не предали?» То есть мы, подчас, занимаемся правовым анализом той ситуации и того хозяйственного механизма, который функционирует на предприятии сегодня.
Однажды к нам обратился владелец крупного завода. Он задал нам вопрос: «Можете ли вы правовыми методами определить, где у меня слабые места, где воруют или могут воровать?» Сначала мы не поняли и подумали, что это не функции юристов – искать дырки в заборах, откуда могут выносить продукцию. Но директор завода расшифровал: «Меня интересует не это. Не могли бы вы посмотреть организацию моего бизнеса с точки зрения того, что у меня не контролируется и где могут быть утечки?» В этом случае мы занялись тем, что фактически погрузились в работу завода. Составили схему зарабатывания одного рубля. Проследили два встречных потока – денежный и товарный: откуда берутся деньги, как они потом превращаются в сырье  и как сырье становится товаром, а товар потом – деньгами. Проанализировав два этих встречных потока с точки зрения вхождения их в каждое подразделение и выхода оттуда,  а также выявления конкретных лиц, которые распоряжаются товарно-материальными ценностями, мы смогли построить такую схему и показать слабые места в структуре предприятия, определить, где могут быть утечки, и что надо сделать, чтобы перекрыть эти пути. Проще говоря, мы показали, в каком месте и что может потеряться. Итогом стало прописывание положений о каждом структурном подразделении предприятия, включающих их компетенции, контроль за их деятельностью и отчетность перед вышестоящими подразделениями. Это тоже наведение порядка.
Часто бывает, что бизнес делится, и его сособственники рассчитывают на свою долю в этом бизнесе или на деньги от стоимости этого бизнеса. Но процедура выплаты такова, что она дает одному из участников большие преимущества, чем другому. Если один вышел из ООО, и ждет, что ему заплатят денег, то это не значит, что это действительно произойдет. По той причине, что существует масса способов, как уйти от ответственности при таких обстоятельствах. Потому что, выйдя из общества в этом году, ты можешь претендовать только на то, что тебе заплатят не позднее 30 июня следующего года. А до июня следующего года с этой фирмой может произойти много чего интересного. Она может взять большой кредит и лишиться своего имущества. Она может продать все это имущество. Она может приобрести такие обязательства, что там и делиться-то с соучредителями, тем более бывшими, будет нечем. Поэтому когда мы говорим о наведении порядка, то вопрос правильного дележа бизнеса между компаньонами тоже входит в это понятие.
Наведение порядка относится и к будущему. Если рассматривается проведение какой-то сделки, планируется реорганизация на предприятии,  или компания собирается привлечь какого-то инвестора для нового проекта, вне всякого сомнения, это означает, что должны возникнуть новые правовые последствия, измениться или прекратиться прежние. Все что связано с возникновением, изменением или прекращением правоотношений, все напрямую влияет на бизнес.
Мы же задумываемся, на ком жениться или за кого выходить замуж, потому что понимаем, что это не сиюминутный шаг, а таким образом мы планируем свое будущее. Либо счастье, либо несчастье. Тот же подход должен применяться и когда мы учреждаем новую компанию с новыми бизнес-партнерами. Ведь не секрет, что есть законы, которые прописаны твердо и не подлежат изменению. А есть законы, которые говорят следующее: «Как в договоре напишете, как в Уставе определите, так и будет». Так, например, в Уставе можно написать: «Наследники получают долю в ООО», или «Наследники не имеют право получить долю в ООО, а только ее стоимость в деньгах», или «Любой участник ООО может продать свою долю кому хочет», или «Только с согласия всех остальных», или «Никогда и ни за что не может продать», а если вдруг ему в голову пришла такая мысль, Общество должно выкупить у него его долю, а потом распределить между своими участниками, пропорционально их долям. Эти вопросы решаются изначально, исходя из того, под кого мы строим бизнес, под каких учредителей, с каким пакетом, с какими взглядами на будущее. И вообще, для чего создается этот бизнес – или чтобы его быстро создать и быстро продать, то ли создать, а потом его долго эксплуатировать, получая доходы, то ли создать и тиражировать. В зависимости от этого учредительные документы общества должны быть разные. И ваша доля в ООО должна быть легко реализуемая, или наоборот, она должна быть трудно реализуемой, нереализуемой вообще. Чтобы бизнес оставался устойчивым, надо понять, для кого и для чего мы его создаем. То ли мы работаем под учредителей, то ли для самого бизнеса. В этом и есть разница.
Но наша работа не заканчивается написанием учредительных документов и  регистрацией фирмы в налоговой инспекции. Наоборот. С этого только начинается хорошее, светлое или какое-то другое будущее. Поэтому соответственно и составлять учредительные документы или договор о купле-продаже необходимо именно с оглядкой на будущее. Когда люди, например, покупают дом, квартиру, цех, склад, завод – они же покупают не стены, покупают не потолки, они покупают даже не земельный участок, хотя в документах написано именно это. Человек покупает свою мечту. И как он сегодня свою мечту представит, как он ее сегодня на бумаге опишет сам или, например, с нашей помощью, то именно это он в будущем и получит. Есть знаменитое выражение: «Как вы лодку назовете, так она и поплывет». Речь идет ведь не только о названии: каким образом ты к своему будущему отнесешься сегодня, точно так же будущее потом отнесется и к тебе. Если человек принимает на себя ответственность за свое будущее, за перспективы своей семьи, за тех людей, которые работают вместе с ним, кто доверил ему свою жизнь и судьбу, то, конечно, нужно подходить к этому вопросу ответственно. И сегодня задумываться о том, как же смоделировать свое «завтра». Работа на сегодняшний день – это тактика. А сегодняшняя работа, направленная на будущее – это стратегия. Поэтому о будущем необходимо задумываться уже сегодня. И тем для этого – великое множество. Банально покупая обычный объект недвижимости, люди уже понимают, что нужно посмотреть не только на техническое состояние здания, но и на то, как оно раньше было приобретено, не создаст ли это проблем у них в дальнейшем.
Приведу еще один простой пример. К нам обратился предприниматель, который торговал конфетами. Когда-то он начинал с одного киоска. Потом бизнес стал расширяться, и он понял, что ему нужен склад. Он приобрел склад, опять же на свое имя. Потом он стал еще богаче. И купил несколько машин для перевозки. Так он постепенно рос, оформляя приобретенное имущество на себя,  как на предпринимателя. На сегодняшний день он озадачился. Если, предположим, к нему придет проверка из налоговой инспекции, то достаточно ли правильно у него было все оформлено за прежние годы. Не получится ли так, что ему насчитают недоимку и захотят обратить взыскание на имущество? С помощью юристов он выясняет: а ведь все оформлено на него как на физическое лицо – и склад, и машины, и киоски, и еще многое другое имущество. И он же на нем работает. Очевидно, что если у него не хватит денег расплатиться с бюджетом, то это имущество будет реализовано, и ему не на чем будет дальше работать.
Однако выход есть: можно открыть новое юридическое лицо и всю операционную деятельность передать ему. А частный предприниматель будет только владеть имуществом, платить за него все требуемые по закону налоги и сдавать его в аренду своей же компании. А предприятие, в свою очередь, будет вести всю хозяйственную деятельность, зарабатывать деньги и отчитываться за них перед государством. И, если у него возникнут долги, то имущества у предприятия практически нет. Доходы остаются у нашего предпринимателя. Долги достаются юридическому лицу. В этом случае будет намного более затруднительно наложить арест на имущество предпринимателя или  попытаться его реализовать. Так что операционная деятельность компании должна быть таковой, что если есть риск возникновения обязательств перед третьими лицами, причем неважно перед кем – перед другими коммерсантами, перед государством, перед трудовым коллективом – желательно чтобы у этой компании активы были минимальны. Все наиболее ценные единицы производственных мощностей должны находиться у других субъектов.
Те фирмы, которые ведут деятельность, не должны иметь имущества. А те фирмы, которые имеют значительное имущество, не должны вести деятельность, кроме одной – сдачи его в аренду. Что получается? Например, есть предприятие, которое владеет сетью магазинов.  Зачем ему самому заниматься торговой деятельностью? Создается так называемый Торговый дом. Этот Торговый дом фактически арендует все магазины предприятия, закупает товар и торгует. Если встает вопрос о том, что Торговый дом не может рассчитаться по своим обязательствам, эти магазины к нему никакого отношения не имеют. Они в любом случае останутся у собственника. А торговый дом с его гигантскими оборотами, долгами, но нулевыми активами можно закрыть. И назавтра открыть новый. Смысл заключается в том, что необходимо минимизировать риски.
С другой стороны, если наш клиент вынужден работать с таким контрагентом, у которого большие обороты, но ничего нет за душой, соответственно он должен строить свою экономическую схему сотрудничества таким образом, чтобы не зависеть от того предприятия, которое завтра может просто сменить вывеску. Все это вопрос анализа прошлого, анализа настоящего, прогнозирования будущего, построения правильных взаимоотношений между подразделениями в одной фирме, между несколькими фирмами, между компаньонами в одной или нескольких компаниях.
И это отнюдь не схема ухода от налогов. Это выведение компании в безопасный правовой режим. Борьба с рейдерами, необоснованными и  обоснованными претензиями кредиторов, и, в принципе, минимизация любого хозяйственного риска, даже от элементарной случайности. Это действия, направленные на защиту своего бизнеса, на значительную степень уверенности в своем завтрашнем дне. И именно в обретении этой уверенности и спокойствия и заключается глубинный смысл «наведения порядка» в своих делах.