Chief_№27-28_2009_стр.20
Связанные одной цепью… неплатежей часть 2
журнал "The Chief" № 27-28

«Как вернуть уже заработанные деньги?» – этот вопрос становится в нынешних экономических условиях чрезвычайно актуальным.

 

В прошлом номере наш юридический консультант – руководитель Адвокатского бюро «Сухих и партнеры» Алексей Геннадьевич Сухих рассказал о хозяйственных механизмах возвращения долгов. Сегодня речь пойдет о правовых аспектах подготовки и проведения сделки с целью минимизации рисков неплатежей.

 

– Каким образом честным предпринимателям нужно действовать и готовить свои документы так, чтобы потом не было мучительно больно?
– Очень важен вопрос о правильном оформлении документов на сделку. У нашего бюро есть клиент, который осуществляет в день мелким оптом около тысячи отгрузок. Естественно, что из тысячи получателей товара есть неплательщики. Но когда мы хотим взыскать с них денег за полученный, но не оплаченный товар, вдруг выясняется, что наш клиент занимается не продажей товара, а его раздачей. Например, он своим транспортом привозит товар в какую-то торговую точку. Отдает несколько ящиков товара. В накладной расписывается некий работник. А через два-три месяца, когда приходит время взыскивать деньги за этот товар, выясняется, что подпись в накладной абсолютно не идентифицируема. У работника даже не было доверенности на получение этого товара. В некоторых случаях доверенности имеются, но они подписаны не руководителями юридических лиц – владельцев магазинов. Статистика удивительна: из десяти поставок товара пять накладных оформлены таким образом. Соответственно суд отказывается от взыскания долгов по таким накладным на основании того, что нет подтверждения, что товар передан именно этому должнику.
Совершенно очевидно, что надо не просто возить товар, но предварительно заключить договор. В договоре необходимо предусмотреть перечень лиц, которые имеют право на получение товара. Если таковые лица меняются, то и у указанных, и у неуказанных в договоре лиц должны быть на руках доверенности на получение товарно-материальных ценностей, которые при получении товара передаются тому экспедитору, который этот товар привез.
Хотя, по большому счету, встает проблема противоречия между законностью и целесообразностью. Если требовать того чтобы каждый кладовщик, грузчик имел доверенность на получение пяти десятков яиц, встает вопрос о целесообразности такой отгрузки. Возможно ли обработать такое количество документов? Возможно ли заставить покупателей не просто взять товар, реализовать и оплатить деньги, а еще и бумаги оформить надлежащим образом?
И выявляется противоречие между менеджментом компании и хозяином компании, когда от менеджмента требуют отгрузок, когда требуют показать, сколько новых клиентов получила компания, какой объем был отгружен, и только потом, спустя большое количество времени, встает вопрос об эффективности: «Отгрузить – отгрузили, а сколько продали?» Раздать товар – это, конечно, задача серьезная, но ведь надо еще и деньги за него получить. В рознице подавляющее большинство товаров берется на реализацию. Отсрочки платежей порой достигают очень больших сроков. В некоторых сетях до девяноста дней. И значит, раньше чем через три с половиной месяца этой проблемы не возникнет. А за это время будет потерян ответ на вопрос – кто же три месяца назад по накладной принял товар? И если еще учесть, что торговые представители поставщиков время от времени меняются, получается, что крупные компании, которые поставляют товар огромному количеству торговых точек, заранее закладывают в своих расчетах этот невозврат.
Это аналогично работе банков в сфере кредитования. Всем известно, что такое процент невозврата, заложенный в банковских технологиях. За неплательщиков будут расплачиваться те, кто платит. Потому, что на свой риск банк закладывает повышенный процент.  Поэтому нужно соблюдать баланс между необходимым и достаточным количеством документов для того, чтобы хоть как-то гарантировать в будущем возможность судебного разбирательства – успешного судебного разбирательства в пользу того лица, которое сегодня с товаром расстается в надежде, что обещание об оплате будет исполнено в будущем и в оговоренный срок.
То же, естественно, касается и услуг. Но с услугами дело обстоит еще сложнее. Потому что товар, который вы дали на реализацию, но не получили оплаты, можно забрать, чтобы продать в другом месте. Такая же вещь как услуга, которая оказывается без предоплаты, вообще превращается в удивительное экономическое и правовое понятие. У услуги есть такая особенность – быть мгновенно потребляемой. То есть когда один другому предоставил какую-то информацию, например консультации в сфере аудита, юридические, финансовые или информационные услуги, к примеру, какая сегодня погода или какой курс доллара, то после оказания этой услуги назад ее вернуть нельзя. Она была мгновенно потреблена. И процесс кажется завершенным – услуга уже оказана, а раз она уже оказана, за нее можно вроде бы и не платить. Можно вроде бы и не подписывать даже акт об оказании этой услуги. И возникает вопрос: как доказать – оказана она или не оказана? Есть разные технологии доказывания, но это существенно более сложные вещи, чем доказать передачу товара.
Поэтому при заключении любых договоров тому лицу, которое сначала производит свои действия, а потом надеется на то, что будут произведены встречные действия (то ли речь идет о поставщике, который ждет оплаты, то ли речь идет о покупателе, который внес аванс и ждет, что в будущем к нему придет нужный товар), прежде чем заключить договор, необходимо получить от контрагента те бумаги, которые в будущем будут необходимы для изготовления документов, имеющих ключевое значение для судебного разбирательства. А именно: выписку из реестра юридических лиц или реестра предпринимателей, из которой было бы видно – действующее ли это предприятие или предприниматель, и какое конкретно физическое лицо является единоличным исполнительным органом коммерческой организации. Второе – нужно получить учредительные документы у юридического лица.

 

– Насколько эта информация открыта?
– Это публичные документы. Уже достаточно давно требованием налоговой инспекции является обязательное наличие у вас учредительных документов контрагента. Потому что если вы их не потребовали, это значит, что вы отгружаете товар неизвестно кому, и, тем самым, являетесь недобросовестным налогоплательщиком, потому, что вы не позаботились о том, чтобы были защищены ваши финансовые интересы и, как следствие, интересы государства. Ведь ваши налоги строятся от того, насколько успешно вы работаете.
Поэтому вполне реально требовать от контрагента выписки из реестров, учредительные документы, в выписке из реестра нужно убедиться в полномочиях того лица, которое подписывает договоры или какие-либо иные соглашения. Нужен также документ, которым он назначен на должность, потому что именно из этого документа – протокола собрания участников или решения учредителей будет зависеть срок, который длятся полномочия этого лица, и наличие или отсутствие ограничений. Если из учредительных документов или из решений участников (акционеров) предусматривается, что полномочия его каким-то образом ограничены, например, прямо указано, что действовать он может только в соответствии с полномочиями, предусмотренными трудовым договором, значит нужно получить и этот договор. И хотя он не является документом публичной отчетности, но, тем не менее, он определяет круг полномочий, в том числе и по сумме разрешенной ему сделки.
Важен и еще один момент. Если вы отгружаете товары нескольким торговым точкам одного покупателя, надо потребовать от получателя товара свидетельство о регистрации в налоговой инспекции всех обособленных подразделений, с которыми у вас предполагаются отношения. Потому что юридическое лицо встает на учет как налогоплательщик по месту своей государственной регистрации и плюс оно обязано по местонахождению своих обособленных подразделений тоже зарегистрироваться в налоговой инспекции. Мы должны понимать, что эта процедура гарантирует нам, что компания – покупатель нашего товара – официально их открыла и зарегистрировала, и мы имеем дело с добросовестным налогоплательщиком. Для нас это важно, чтобы он не прятался. Если сейчас он прячется от налоговой инспекции, то потом, возможно, он будет прятаться от нас. Чем больше у вашего контрагента есть документов, которые подтверждают, что он придает своей деятельности публичность, тем более возникает уверенность, что эта компания создана не с целью не выполнять свои обязательства.
Кроме того, есть такие понятия, которые как якоря притягивают многие компании к месту или к определенной клиентуре. Это так называемые труднооборачиваемые активы. Товар легко перевести на другую фирму. Можно открыть фирму с другим названием, но трудно и долго переделать патент на изобретение или товарный знак. Трудно закрыть компанию, у которой есть лицензии на какие-нибудь сложные или уникальные работы или услуги. И поэтому те компании, которые имеют патенты, лицензии, какие-то специально зарегистрированные государством права, они в меньшей степени могут быть подвержены влиянию каких-либо мошеннических схем. То же самое связанно с необходимостью регистрации какого-нибудь специального имущества в государственных органах, например сложного строительного оборудования, такого как краны, бульдозеры, которые состоят на учете в гостехнадзоре. С такими компаниями иметь дело надежнее.
Вот это и есть несложные, но необходимые знания, которые сделают работу вашей компании более устойчивой и менее подверженной рискам.