Chief_№29-30_2009_стр.38
Новые времена – новые законы
журнал “The Chief” N 29-30

Непростые времена заставили не только предпринимателей пересмотреть свои подходы к бизнесу. Законодатели тоже проявили активность и осчастливили деловое сообщество несколькими правовыми актами. Оценить то новое, что пришло в нашу жизнь, мы попросили нашего эксперта, руководителя Адвокатского бюро «Сухих и партнеры» Алексея Геннадьевича Сухих.

 

The Chief: – Кризис привел на грань закрытия большое число ранее успешных предприятий. Государство отреагировало ужесточением законодательства в части признания компаний и граждан банкротами. Что нового принесла нынешняя редакция закона о несостоятельности, и насколько это логично в сложившейся обстановке?

 

Алексей Сухих: – Вступили в силу очередные изменения к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)». В силу того, что сам документ достаточно большой, а рамки журнальной публикации не позволяют анализировать все отличия новых положений от ранних, остановлюсь лишь на некоторых из них. Новый документ во многом отражает сложившиеся реалии российского бизнеса, но я назову несколько позиций, которые, на мой взгляд, не вполне логичны и вряд ли будут способствовать стабилизации ситуации на рынке. В прежней редакции закона была узаконена норма, по которой, при инициировании процедуры банкротства, внешний или конкурсный управляющий имел право через суд пытаться признать недействительными сделки, которые предшествовали началу процедуры банкротства за 6 месяцев. Это было направлено на борьбу с выводом активов предприятия, руководство которого планировало осуществить банкротство компании. В результате такого вывода активов предприятие лишалось возможности выплат своим кредиторам, а старое руководство зачастую и не теряло выведенного имущества: оно просто уходило в аффилированные фирмы. Очевидно, что срок 6 месяцев для признания сделок с имуществом компании недействительными был вполне разумный и логичный: вряд ли должностные лица предприятия начинают планировать банкротство за многие годы до того, как оно происходит в действительности. Сейчас этот срок увеличен до трех лет. Получается так, что все сделки нормально функционирующего предприятия, осуществленные еще в те времена, когда оно и не помышляло о грядущих сложностях, могут быть аннулированы. А ведь эти сделки чаще всего были необходимой составной частью нормальной хозяйственной деятельности предприятия: покупка сырья, приобретение нового оборудования и продажа морально устаревшего, реализация продукции. Теперь появилась возможность оспорить такие сделки. Не думаю, что это добавит логичности в процедуру банкротства.
 
– Как отвечает руководитель фирмы–банкрота за свои действия или бездействие, приведшие к данной ситуации?
 

– Ответственность высших должностных лиц описана в Гражданском Кодексе в статье 56 («Если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам»). И такая статья действительно применялась. Нужно понимать, что в банкротстве не всегда виновато должностное лицо. Причиной бывает и обычный оправданный хозяйственный риск. И в этой ситуации руководитель не отвечает по долгам предприятия.
 
– Этим летом вступил в действие новый закон «Об обществах с ограниченной ответственностью». В чем была необходимость принятия нового закона, и чем он улучшил или ухудшил жизнь предпринимателя?
 
– Принят не новый закон, а только усовершенствован старый. Нумерация статей осталась той же. Ничего существенно не изменилось. Какие-то новые глобальные понятия не введены. Есть корректура. По моему мнению, изменения в законе связаны с обобщением практики исполнения и применения этого закона. Закон об ООО принят был в 1998 году. С тех пор прошло уже 11 лет. За это время изменилась жизнь, и законодательство также должно учитывать эти изменения.